Осень 1990 года, листья уже начали желтеть. В издательстве “Наука” издан первый том произведений Машхура Жусупа Копейулы. Мы тогда с Дияром Кунаевым работали вместе, сидели в одном кабинете.
- Дияр, спроси, пожалуйста, у Динмухамеда Ахмедовича, не хочет ли он прочитать книгу Машхура Жусупа? Если захочет, я передам эту книгу через тебя, - предложил я.
- Если можно, пусть Сарсенби сам принесет мне эту книгу.
- С тех пор, как стал занимать высокое служебное положение, начал собирать книги, - он посмотрел на меня задумчивым взглядом. Затем вежливо и тепло, указал на кресло:
- Садись. И сам присел.
Динмухамед Ахмедович внимательным взглядом прошелся по мне, с головы до ног, по моему телу будто ударило током, я подумал: “Не совершил ли какую-либо нелепость”. Через короткую паузу я протянул ему первый том книги Машхура Жусупа. Он взял в руки книгу, своими длинными пальцами трижды погладил ее, и тихо, почти про себя, что-то прошептал.
В этот момент мне на память пришли воспоминания о Москве и Ленинграде, когда я по особому заданию Института литературы и искусства имени Мухтара Ауэзова собирал творческое наследие пяти наших незабвенных личностей. В библиотеках и архивах встречался и знакомился с интеллигенцией, ученых интересовали многие вопросы из жизни Казахстана. Не всем декабрьские события пришлись по душе. К сожалению, многие не имели объективной информации о Динмухамеде Ахмедовиче, считали его очень богатым человеком, считали что в Алма-Ате незаслуженно построены музей, комплекс бани: подобных объектов, мол, нет даже у них. А некоторые и вовсе несли непостижимую ложь.
На самом же деле, как мы узнали потом, Динмухамед Ахмедович был очень скромным и необычайно добрым человеком.
Свой рассказ Динмухамед Ахмедович начал о своих предках. Он является потомком Болтирик-шешена (мудрый оратор). Тихим голосом стал рассказывать о справедливости, находчивости предка, о том, что Болтирик-шешен пользовался уважением и огромным авторитетом у казахского и киргизского народов. Постепенно рассказ набирал темп, и мы внимательно слушали этого удивительно скромного и в то же время известного почти всей планете человека, оставившего неизгладимый след в истории страны.
Выбрав удобный момент, я спросил о Толе би. Димаш Ахмедович после небольшой паузы с упоением проговорил:
- Да, народ из любви к нему называй его Уйсун Толе би, Карлыгаш би, присоединяли к его имени и другие эпитеты. Расскажу вам одну легенду о нем, которую я слышал в детстве:
- Однажды Толе би встретил в пути молодого человека. Спросил его: “Сынок, кто ты, куда путь держишь?”. Тот в ответ: “Ата, я единственный сын богатого человека. У отца моего не было детей, и он долгие годы молил Всевышнего, просил сына, и вот и появился я. Мои родители во мне души не чают. Они растили меня в полном достатке и благополучии, Я вырос избалованным, не шадил добро своих предков. Однажды мать говорит мне: “Сынок, ты ведешь неправильный образ жизни, на свете все имеет меру, нет ничего бесконечного в нашем мире: и вода, и леса, и горы могут быть исчерпаны, кончается любое богатство. Твое поведение не нравится уже не только родственникам, но и твоему отцу. Тебе надо стать на правильный путь жизни”.
Однажды мать пришла со слезами: “Отец сильно рассердился на тебя, говорит, что сын, мало что знает о жизни и, главное, не слушает тех, кто имеет опыт и умудрен жизнью. Мои богатства для него стали не благом, поэтому раздам их родным и близким, тем, кто нуждается в помощи. В этот коржун я собрала все драгоценности - камни, золото, возьми их и иди в люди, может быть, образумишься”.
“Вот и иду я, и ищу, где можно купить ум, - говорит молодой человек. Толе би глубоко вздохнул: “Сынок, запомни: ум не продается и никогда и нигде не продавался. Если хочешь, я тебе дам три совета”.
Молодой человек внимательно слушал.
“Первое, при встрече и знакомстве спрашивай имя, неспроста наши предки говорили: лучше одного знать по имени, чем сто человек в лицо. Второе, когда пойдешь в гости, сиди на месте, которое занял, не двигайся. Третье, если у тебя есть драгоценное острое оружие, не показывай его в общественном месте, прячь от глаз”. Сын бая говорит: “Хорошо, большое спасибо за совет, я буду помнить всегда ваши слова”.
Дальше они шли вместе. По пути остановились на ночлег у одного известного богатого человека. Хозяин в честь Толе би пригласил много гостей. Сын бая сел рядом с Толе би, но по мере наполнения дома гостями он, уступая свое место очередному гостю, оказался у порога.
Занеся еду, обслуживающие джигиты попросили у знатного гостя бата. Толе би выразил свое благословение коротко:
Аллага жағамын десеңіздер,
Азаңды болындар.
Халыкка жағамын десеңіздер,
Казанды болыңыздар.
Аллаһу акбар!
(Если хочешь, чтобы тебе был благодарен Всевышний,
То призывай к молитве.
А если хочешь, чтобы тобой был доволен народ,
То угощай его).
Когда подали угощение, сын бая (помните, он оказался около двери), вытащил свой нож и стал резать мясо. Нож был красивый и дорогой, украшенный золотом и другими драгоценными металлами и камнями. Люди, сидевшие рядом, стали с интересом смотреть на молодого человека. Некоторые - с завистью, не отрывая от ножа глаз. Когда гости стали расходиться, один их них, сидевший рядом с сыном бая, схватил нож:
- Это мой нож, я сделал его по заказу у одного мастера, а ты, оказывается, вор, - заявил незнакомец.
- Нет, этот нож мой, для меня его специально сделал отец по особому заказу. Нож -это его подарок мне, - сказал сын бая. Незнакомец и слушать не стал и, присвоив нож. ушел.
- Ата, со мной рядом сидел здоровый и страшный на вид человек, он отобрал у меня нож, как мне быть теперь, что я скажу отцу? - обратился к Толе опечаленный сын бая.
-Да, сынок, - ответил спокойно Толе би. - Я дал тебе три совета. Первый: при встрече спрашивай имя человека. А ты не спросил даже моего имени. Второе: я сказал тебе, не двигайся с места, а ты, несмотря на то, что ты тоже гость и сидел со мной на торе, оказался у порога. И третье: я советовал тебе не показывать дорогие вещи при людях. А ты не послушался и не выполнил ни одного из моих советов.
Сын бая рассвирепел, стал рвать и метать.
- Қарағым, будь всегда спокойным, выдержанным и терпеливым. Аллах любит таких. Аллах всем желает душевное состояние — сабыр. Спешка - дело сатаны. Как бы тяжело тебе ни было, будь в состоянии сабыр. В народе говорят: “сабыр приведет к благополучию”. Каким бы ни был сильным и неуловимым тот, кто забирает чужое добро, он все-равно когда-то предстанет перед судом. Кстати, завтра и твой обидчик придет ко мне, вот этот момент ты должен использовать. При встрече ты с плачем скажи: что этот нож ты вытащил из груди нагаши, и долго искал хозяина этого ножа. Теперь нашел, у кого спросить ответ.
Такими словами Димаш Ахмедович закончил свой рассказ, лицо его светилось мягкой, красивой улыбкой. Затем он спросил:
- Как вы думаете, откуда такая мудрость у Толе би?
В речи Димаша Ахмедовича чувствовалось волнение, сопровождаемое чувством глубокого удовлетворения, благодарности и гордости за наших мудрых предков.
А память унесла меня в мир Машхура Жусупа Копейулы, благодаря доброму духу которого я встретился со славным сыном казахского народа Динмухамедом Ахмедовичем. Вспомнил и мудрого Толе би, одного из основателей демократии в степи и государственности.
У Машхура Жусупа есть воспоминания. Как-то Едиге би из рода аргын, посетив аул Толе би, заметил:
“Әділ бидің жерін дау араламайды,
Әділ патшаның жерін жау араламайды”
(У справедливого би народ живет без споров.
У справедливого царя народ живет без врагов).
(Впрочем мысль Едите би гораздо глубже и мудрее, наш перевод несколько поверхностный, он передает лишь часть, один из элементов этих красивых и глубоких строк).
В минуты общения с Первым руководителем нашей республики я испытывал чувство уважения к Димашу Ахмедовичу, своим личным примером он показывал истинное уважение к предкам, к их аруахам. Благодаря этой встрече я в очередной раз убедился, что гении и мудрые люди всегда понимали и ценили друг друга, они всегда вместе.
Завершая аудиенцию, Димаш-ага необыкновенно приятным голосом произнес: “Такие личности, как Толе би, живут вечно с нами”. Он медленно поднялся. Мы тоже молча поднялись, глубоко в душе понимая и чувствуя нашего умудренного опытом абыз-ага.